швидка допомога для твого навчання

Безкоштовні реферати Замовити реферат Авторам рефератів
Від партнерів
TOP реферати
1 Твір з літератури143070
2 Історія України36192
3 Звіт з практики (звіт про проходження виробничої практики)33593
4 Види тварин і рослин занесені до Червоної книги32175
5 Звіт про проходження виробничої практики 26347
6 Образ жінки в творчості Т.Г. Шевченка25881
7 «твір-роздум про твір Роксоляна» на тему що значить служити Богові19748
8 Твір роздум у на тему якою повинна бути людина18634
9 Правопис слів іншомовного походження17833
10 Образ Михайлика за повістю М. Стельмаха «Гуси лебеді летять»16546
Реклама
Статистика
Rambler's Top100

Оголошення

У нашій колекції більше ніж 60 тис. учбових робіт!

На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт,
або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД.


Тема: «Культура и религия древнего Востока » (ID:11204)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       6 стр.
Размер в архиве:   25 кб.

Культура и религия древнего Востока

Контрольна робота




План





Вступление


Древним Востоком мы называем совокупность стран, которые в древности были расположены на восток и юго-восток
от греко-римского мира. Термин этот является приблизительным и условным. Грань между Востоком и античным
миром не была постоянной. С одной стороны, восточные народы проникали иногда довольно далеко на запад. Так,
например, финикияне, отправляясь из Восточного Средиземноморья, колонизовали на рубеже II и I тыс. до н.э.
значительную часть Северной Африки и островов Западного Средиземноморья и основали в IX в. до н.э.
Карфагенское государство, которое в дальнейшем расширило свою территорию до берегов Атлантического океана.

С другой стороны, греки колонизовали значительную часть побережья Малой Азии и остров Кипр, и такие важные
центры, как Милет, Трапезунд и г. Саламин (на Кипре), мы будем характеризовать не в разделе Древнего Востока,
а в разделе Древней Греции.

В дальнейшем в результате походов Александра Македонского сфера греческого влияния распространилась далеко на
Восток, вплоть до берегов Инда. Образовавшиеся в Азии и Африке эллинистические государства невозможно изучать
в отрыве от Греции. Еще позже значительные восточные территории вошли как составная часть в пределы Римской
державы.

Таким образом, древневосточный и античный миры частично перекрывали друг друга, и их географическое
размежевание приходится проводить для каждой эпохи по-разному.

Говоря о Востоке, мы подразумеваем, страны и народы южной Азии и отчасти Северной Африки, которые были связаны
(особенно на более поздних этапах) с Европой, а также Индию и Китай, которые вступили в соприкосновение с
Западом гораздо позже и в древности в значительной мере развивались самостоятельно. Влияние греко-римского
мира было здесь слабым и случайным.

Место Востока во всемирной истории ни в коем случае нельзя недооценивать. Именно на Востоке впервые произошло
разложение первобытнообщинного строя, и появились частная собственность, классовый антагонизм и
государственная власть. На Востоке же возникли древнейшие системы письменности.

Античный мир испытал значительное влияние Востока, хотя в дальнейшем (в силу неравномерности развития) во
многих отношениях обогнал его.



Раздел 1. Шумеро-вавилонская и древнеегипетская культура и религия


Роль различных народов Двуречья в создании его культуры. Культура, созданная в бассейне Тигра и Евфрата, была
результатом творческой деятельности целого ряда народов, взаимно обогащавших друг друга достижениями в сфере
литературы, науки, строительной деятельности и искусства.

Приоритет в ряде случаев принадлежит шумерам. Однако значительный вклад сделали и семитские народы — аккадцы
с их северной ветвью ассирийцами, а также амореи.

Система письма, употреблявшаяся народами, жившими в бассейне Тигра и Евфрата, и распространившаяся
впоследствии за его пределами, получила название клинописи. Это условное наименование было дано по
характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.

Грамотность в Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного
меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других
высокопоставленных лиц. Школы находились при храмах и дворцах, поскольку для храмового хозяйства и
государственных ведомств требовались грамотные люди. За обучение вносилась плата, не считая добавочных
подарков. Недостаточно способных и прилежных учеников подвергали наказаниям, для чего при школе имелся особый
надзиратель — «владеющий хлыстом».

Верования шумеров и аккадцев, несмотря на характерный для религиозной идеологии консерватизм и устойчивость
отживших представлений и взглядов, не могли не изменяться под воздействием экономических перемен и социальных
сдвигов.

Прежние представления сохранились в виде пережитков. Так, например, тотемная система утратила свою почву с
ослаблением родовых связей и образованием и ростом сельских общин. Однако пережитки тотемизма сохранились.
Некоторые боги почитались в образе животных (собаки, быка), птиц, рыб. Однако в большинстве случаев они
приобретают антропоморфный облик, лишь иногда с некоторыми атрибутами животного (например, рога на голове).
Следует отметить также, что древние цари носят такие имена, как Ягненок, Скорпион и т. д., которые отражают
воспоминания о тотемных предках.

С другой стороны, смена матриархата патриархатом нашла свое отражение в религиозной идеологии.

В древнейшие времена женские божества играли, по-видимому, преобладающую роль. Не случайно первобытная водная
стихия мыслилась в виде богини Тиамат. Позднее, когда религиозные представления приводятся жрецами в систему
и создается пантеон, большинство богов оказываются в нем мужскими, а богини хотя и участвуют в небесном
совете, но играют в нем второстепенную роль.

Таким образом, принципы патриархата в религиозной сфере побеждают, так же как и в реальных общественных
отношениях.

Количество божеств, почитавшихся в Двуречье, было огромным. Каждый город, каждый городской квартал, каждый
более или менее крупный поселок имел своего божественного покровителя или покровительницу. Одни боги
почитались по всей стране, другие были местными. Закономерности в природе (смена дня и ночи, времен года и т.
д.), так же как основные перемены в хозяйственной жизни (появление земледелия и скотоводства, технические
изобретения), объяснялись событиями из жизни богов.

Уже древние шумеры выработали сложную систему космогонии. Первичной стихией, согласно этой мифологической
концепции, был водный хаос, первичный океан, имевший образ гигантской женщины. В недрах ее зародилась твердь
в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан, а плоское дискообразное основание мыслилось как богиня
земли Ки. Оба божества были неразрывно связаны друг с другом. От этой божественной пары родился бог воздуха
Энлиль. Когда он подрос, то ему стало тесно и он разрезал ножом первичную гору и навеки отделил небесного
отца от матери — земли. С тех пор он стал править на земле и породил поколение богов.

Его старшим сыном был лунный бог, а детьми последнего— Солнце и богиня планеты Венеры Инанна (аккадцы
сопоставили ее со своей богиней Иштар). Она считалась также богиней земного плодородия и любви.

Таким образом, шумеры считали, что Луна старше Солнца (и других планет), поэтому они объявили ночь первой
половиной суток, которые начинались с наступлением темноты.

Когда главным центром Двуречья стал Вавилон, то миф о мироздании был переработан. В центре его оказался бог —
покровитель новой столицы — Мардук.

Все достижения людей в борьбе с природой, величайшие хозяйственные перевороты, такие, как выращивание
растений, приручение животных, появление ремесел и т. д., шумеры и аккадцы приписывали небесной воле, а за
людьми признавали лишь роль слепых исполнителей небесных предначертаний.

В честь богов совершались жертвоприношения, особенно грандиозные в праздничные дни). Приношения верующих
возлагались на жертвенник, стоявший внутри храмового двора, и затем значительная часть жертвенного мяса,
хлебов и других продуктов поедалась жрецами и прихожанами. Человеческие жертвоприношения уже в III тыс. до
н.э. были заменены закланием ягнят. Во время праздников идолы выносились из храмов. Их несли в торжественной
процессии или везли в роскошно украшенных ладьях по каналам. Молитвы сопровождались игрой на флейтах, арфах и
других инструментах.

Если богов-покровителей старались умилостивить обильными жертвами и смиренными мольбами, то на злых демонов,
не знающих жалости, пытались воздействовать насильственно, с помощью магии. Изготовляли фигурку злого

Замовити реферат
Нові реферати
Люблю усмішку на чужім обличчі за Володимиром Сосюрою1810
Твір-мініатюра на тему Якби я був чарівником7893
Будувати повітряні замки легше, ніж у них жити1876
Цитатна характеристика образу Остапа в оповіданні «Дорогою ціною»2936
Роксолана найбільша любов і найтяжча прикрість Сулеймана7947
Що означає служити Богові і людям по твору Осипа Назарука «Роксоляна»4514
Якою має бути дружина державного діяча за повістю «Роксолана»4374
Чарівна сила кохання за повістю Роксоляна Остапа Назарука5728
Реклама

Цікаве